Уже давно и достаточно много говорится об эффективности использования метода проектов в обучении. С переходом на новые государственные образовательные стандарты вопрос организации проектно-исследовательской деятельности школьников становится еще более актуальным. В данной статье я не буду останавливаться на определениях основных понятий, раскрывающих сущность учебного исследования и метода проектов. Хочу лишь поделиться опытом организации проектно-исследовательской деятельности.
Ни для кого не секрет, что процесс работы над исследовательским проектом – это процесс достаточно продолжительный и трудоемкий не только для ученика, но и для педагога-руководителя проекта. Порой сложность заключается еще и в том, участникам проекта трудно подобрать удобное время для совместной деятельности. Решение этой проблемы я вижу в использовании современных интернет-сервисов на разных этапах работы над проектом. Это позволяет не только выбирать удобное время для каждого участника проекта, но и повышает ИКТ-компетентность школьников, разнообразит процесс работы и делает его еще более интересным.
Далее я хочу представить веб-сервисы, которые мы с моими учениками успешно используем на разных этапах работы над проектом. Для этого я позволю себе выделить достаточно обобщенные этапы работы:
- Подготовительный этап.
- Этап целеполагания и планирования.
- Сбор и обработка данных
- Оформление проекта.
- Представление результатов исследования.
Подготовительный этап, как правило, является «очным», то есть проходит традиционно, посредством личной встречи всех участников будущего проекта. На этом этапе осуществляется выбор темы проекта и определение виртуальных средств и инструментов для дальнейшей работы над проектом. Для организации общения в процессе работы над проектом мы используем социальную сеть Google+ (рис.1). Основным компонентом этой социальной сети являются Google Circles (Круги), благодаря которым пользователь может регулировать своё общение. Именно на основе Кругов пользователь делится контентом, определяя, какой круг будет иметь доступ к информации, а какой нет. Весь обмен пользовательскими материалами идёт в специальной ленте, в которой можно следить за обновлениями участников кругов, публикующих сообщения, фотографии, ссылки и видео. Кроме обмена текстовыми сообщениями, имеются возможности использования текстового, голосового или видео чата. Здесь же, в аккаунте Google, при необходимости можно воспользоваться и электронной почтой Gmail. Причем прямо в почте можно вести тот же чат, что и в Google+.
Рис. 1. Круги Google как средство объединения участников в рабочую группу
В качестве общего хранилища материалов исследования очень удобно использовать диск (рис. 2). При этом участники проекта имеют возможность совместного использования общих материалов в любое время с любого компьютера (при условии наличия выхода в Интернет, конечно). Все эти сервисы вместе позволяют организовать единое пространство с необходимыми инструментами для удобной совместной работы над проектом.
Рис. 2. Диск Google – средство совместного хранения материалов проекта
На этапе целеполагания и планирования в папке проекта на диске создается -документ «Работа над проектом», который является своего рода черновиком, в котором все участники проекта могут записать все свои идеи, предположения, мысли по теме проекта и организации дальнейшей работы.
Кроме того, на данном этапе мы используем когнитивные карты (или «карты ума»). Сервисы этого типа можно использовать для создания зрительного ряда, схемы проекта, реконструкции события и др. Когнитивные карты позволяют не только визуализировать идеи: свои или участников мозгового штурма, но и сопроводить их картинками, картами, документами и календарями. Мы использовали, например, сервис Spiderscribe.net для составления плана-схемы работы над проектом (рис. 3):
Рис. 3. Составление плана исследования в Spiderscribe
Кроме рассмотренных выше сервисов Google для обсуждения или выдвижения каких-либо идей можно использовать виртуальные доски. Так очень интересно прошли несколько «мозговых штурмов», которые были организованы с помощью виртуальной доски RealtimeBoard (рис. 4, 5):
Рис. 4. «Мозговой штурм»: достоинства и недостатки работы в режимах on-line и off-line
$IMAGE65
Рис. 5. «Мозговой штурм»: определение путей решения поставленных задач
На этапе сбора и обработки данных общая папка на диске наполняется материалами: создаются сравнительные таблицы (-таблицы), формируются списки полезных ссылок и использованных источников информации (-документы), оформляются иллюстрации и схемы (средство редактирования и коррекции изображений , средство создания векторных рисунков -рисунок), организуются опросы (-формы). Причем, обращаю внимание, что любой материал, к которому предоставлен доступ участникам проекта, может ими совместно редактироваться, обсуждаться как в чате, так и в форме комментариев.
На этапе оформления проекта создается -документ «Текст работы», где автор (или авторы) проекта создает текст-описание работы по теме исследования. Руководитель проекта координирует этот процесс: следит за изменениями, оставляет комментарии и замечания, проверяет (рис. 6).
Рис. 6. Работа Google-документе над оформлением результатов исследования
Завершающим этапом работы над проектом становится представление результатов исследования. При подготовке к защите проекта необходимо создать презентацию. Для этого также можно использовать веб-сервисы, например, -презентацию или .. Использование интернет-сервисов для данной цели опять же дает ряд преимуществ:
ü Возможность совместной работы (в том числе и одновременной)
ü Хранение истории изменений
ü Возможность комментирования (с целью коррекции)
ü Доступ к материалам на любом компьютере
ü При необходимости результат можно разместить на странице сайта или скачать на локальный компьютер
Конечно, на этапе подготовки к защите и во время самой защиты проекта (на школьном или городском уровне) необходимо вернуться от виртуального взаимодействия участников проекта к реальному. Но здесь, хочется упомянуть и о виртуальных возможностях представления результатов работы над проектом.
Во-первых, результаты работы над проектом можно обнародовать, оформив их в виде сайта. Современные интернет-сервисы позволяют это сделать легко и просто. В настоящее время существует множество бесплатных конструкторов, использование которых не требует знания сложных инструментов веб-разработки. Так результатом работы над исследовательскими проектами «В режиме on-line» (2013 г.) и «Браузеры.ru»(2014 г.) стали сайты http://web-servisi.jimdo.com/ и http://browsers.100ms.ru/ соответственно, созданные авторами проектов.
Во-вторых, считаю очень полезным участие не только в очных конференциях, но и в дистанционных. Это дает возможность представить свою работу на Всероссийском уровне, пообщаться с юными исследователи из других городов нашей страны. Я и мои ученики участвовали в таких конференциях несколько раз (таблица 1). Важно выбирать для представления результатов исследования такие дистанционные конференции, в которых предусмотрена защита работы, организация дискуссии по теме исследования. Например, в представленных в таблице конференциях защита проекта была организована в виде обсуждения и обмена мнениями на форуме, общественная оценка и оценивание членами жюри, как текста работы, так и ее публичной презентации и умения вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них.
Таблица 1. Представление проектов в очной и дистанционной форме
Название проекта, автор
|
Наименование очной конференции
|
Наименование дистанционной конференции
|
«Загадка клавиатуры», Уваров Андрей, 5 класс
|
Городская конференция младших школьников «Открытие» (май, 2011) – I место
|
I Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект» (май-июнь, 2011) – лауреат
|
«Исследование методов решения уравнений с помощью компьютера», Грибелюк Татьяна, 10 класс
|
XVII городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» (апрель, 2012) – I место
|
XI Всероссийская дистанционная ученическая конференция «Эйдос» (апрель, 2012) – II место
|
«В режиме on-line», Чмиль Мария, 8 класс
|
XVIII городская научно-исследовательская конференция школьников "Шаг в будущее", (апрель, 2013) – I место
|
XIII Всероссийская дистанционная ученическая конференция «Эйдос», (апрель, 2013) – I место
|
Описанная в статье методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников практикуется мной на протяжении трех лет и имеет положительные результаты. Использование интернет-сервисов и дистанционных форм работы позволяет не только оптимизировать процесс работы над проектом, но и вызывает дополнительный интерес у школьников.
|