Вторник, 14.05.2024, 17:32
Персональный сайт учителя информатики
Афанасьевой 
Алены Александровны
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Методическая копилка Регистрация Вход
Основное меню

Ученикам

Родителям

Опрос
Какое направление IT-сферы Вас интересует больше всего?
Всего ответов: 164

Главная » Статьи » Моя методика

Дистанционные формы организации проектно-исследовательской деятельности школьников

Уже давно и достаточно много говорится об эффективности использования метода проектов в обучении. С переходом на новые государственные образовательные стандарты вопрос организации проектно-исследовательской деятельности школьников становится еще более актуальным. В данной статье я не буду останавливаться на определениях основных понятий, раскрывающих сущность учебного исследования и метода проектов. Хочу лишь поделиться опытом организации  проектно-исследовательской деятельности.

Ни для кого не секрет, что процесс работы над исследовательским проектом – это процесс достаточно продолжительный и трудоемкий не только для ученика, но и для педагога-руководителя проекта. Порой сложность заключается еще и в том, участникам проекта трудно подобрать удобное время для совместной деятельности. Решение этой проблемы я вижу в использовании современных интернет-сервисов на разных этапах работы над проектом. Это позволяет не только выбирать удобное время для каждого участника проекта, но и повышает ИКТ-компетентность школьников, разнообразит процесс работы и делает его еще более интересным.

Далее я хочу представить веб-сервисы, которые мы с моими учениками успешно используем на разных этапах работы над проектом. Для этого я позволю себе выделить достаточно обобщенные этапы работы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап целеполагания и планирования.
  3. Сбор и обработка данных
  4. Оформление проекта.
  5. Представление результатов исследования.

Подготовительный этап, как правило, является «очным», то есть проходит традиционно, посредством личной встречи всех участников будущего проекта. На этом этапе осуществляется выбор темы проекта и определение виртуальных средств и инструментов для дальнейшей работы над проектом. Для организации общения в процессе работы над проектом мы  используем социальную сеть Google+ (рис.1). Основным компонентом этой социальной сети являются Google Circles (Круги), благодаря которым пользователь может регулировать своё общение. Именно на основе Кругов пользователь делится контентом, определяя, какой круг будет иметь доступ к информации, а какой нет. Весь обмен пользовательскими материалами идёт в специальной ленте, в которой можно следить за обновлениями участников кругов, публикующих сообщения, фотографии, ссылки и видео. Кроме обмена текстовыми сообщениями, имеются возможности использования текстового, голосового или видео чата. Здесь же, в аккаунте Google, при необходимости можно воспользоваться и электронной почтой Gmail. Причем прямо в почте можно вести тот же чат, что и в Google+.

Рис. 1. Круги Google как средство объединения участников в рабочую группу

 

В качестве общего хранилища материалов исследования очень удобно использовать диск (рис. 2). При этом участники проекта имеют возможность совместного использования общих материалов в любое время с любого компьютера (при условии наличия выхода в Интернет, конечно). Все эти сервисы вместе позволяют организовать единое пространство с необходимыми инструментами для удобной совместной работы над проектом.

Рис. 2. Диск Google – средство совместного хранения материалов проекта

 

На этапе целеполагания и планирования в папке проекта на диске создается -документ «Работа над проектом», который является своего рода черновиком, в котором все участники проекта могут записать все свои идеи, предположения, мысли по теме проекта и организации дальнейшей работы.

Кроме того, на данном этапе мы используем когнитивные карты (или «карты ума»).  Сервисы этого типа можно использовать для создания зрительного ряда, схемы проекта, реконструкции события и др. Когнитивные карты позволяют не только визуализировать идеи: свои или участников мозгового штурма, но и сопроводить их картинками, картами, документами и календарями. Мы использовали, например, сервис Spiderscribe.net для составления плана-схемы работы над проектом (рис. 3):

Рис. 3. Составление плана исследования в Spiderscribe

Кроме рассмотренных выше сервисов Google для обсуждения или выдвижения каких-либо идей можно использовать виртуальные доски.  Так очень интересно прошли несколько «мозговых штурмов», которые были организованы с помощью виртуальной доски RealtimeBoard (рис. 4, 5):

Рис. 4. «Мозговой штурм»: достоинства и недостатки работы в режимах on-line и off-line

 

$IMAGE65

Рис. 5. «Мозговой штурм»: определение путей решения поставленных задач

На этапе сбора и обработки данных общая папка на диске наполняется материалами: создаются сравнительные таблицы (-таблицы), формируются списки полезных ссылок и использованных источников информации (-документы), оформляются иллюстрации и схемы (средство редактирования и коррекции изображений , средство создания векторных рисунков -рисунок), организуются опросы (-формы). Причем, обращаю внимание, что любой материал, к которому предоставлен доступ участникам проекта, может ими совместно  редактироваться, обсуждаться как в чате, так и в форме комментариев.

На этапе оформления проекта создается -документ «Текст работы», где автор (или авторы) проекта создает текст-описание работы по теме исследования. Руководитель проекта координирует этот процесс: следит за изменениями, оставляет комментарии и замечания, проверяет (рис. 6).

Рис. 6. Работа Google-документе над оформлением результатов исследования

 

Завершающим этапом работы над проектом становится представление результатов исследования. При подготовке к защите проекта необходимо создать презентацию. Для этого также можно использовать веб-сервисы, например, -презентацию или .. Использование интернет-сервисов для данной цели опять же дает ряд преимуществ:

ü  Возможность совместной работы (в том числе и одновременной)

ü  Хранение истории изменений

ü  Возможность комментирования (с целью коррекции)

ü  Доступ к материалам на любом компьютере

ü  При необходимости результат можно разместить на странице сайта или скачать на локальный компьютер

Конечно, на этапе подготовки к защите и во время самой защиты проекта (на школьном или городском уровне) необходимо вернуться от виртуального взаимодействия участников проекта к реальному. Но здесь, хочется упомянуть и о виртуальных возможностях  представления результатов работы над проектом.

Во-первых, результаты работы над проектом можно обнародовать, оформив их в виде сайта. Современные интернет-сервисы позволяют это сделать легко и просто. В настоящее время существует множество бесплатных конструкторов, использование которых не требует знания сложных инструментов веб-разработки. Так результатом работы над исследовательскими проектами «В режиме on-line» (2013 г.) и «Браузеры.ru»(2014 г.) стали сайты http://web-servisi.jimdo.com/ и http://browsers.100ms.ru/ соответственно, созданные авторами проектов.

Во-вторых, считаю очень полезным участие не только в очных конференциях, но и в дистанционных. Это дает возможность представить свою работу на Всероссийском уровне, пообщаться с юными исследователи из других городов нашей страны. Я и мои ученики участвовали в таких конференциях несколько раз (таблица 1). Важно выбирать для представления результатов исследования такие дистанционные конференции, в которых предусмотрена защита работы, организация дискуссии по теме исследования. Например, в представленных в таблице конференциях защита проекта была организована в виде обсуждения и обмена мнениями на форуме, общественная оценка и оценивание членами жюри, как текста работы, так и ее публичной презентации и умения вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них.

 

Таблица 1. Представление проектов в очной и дистанционной форме

Название проекта, автор

Наименование очной конференции

Наименование дистанционной конференции

«Загадка клавиатуры», Уваров Андрей, 5 класс

Городская конференция младших школьников «Открытие» (май, 2011) – I место

I Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект» (май-июнь, 2011) – лауреат

«Исследование методов решения уравнений с помощью компьютера», Грибелюк Татьяна, 10 класс

XVII городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» (апрель, 2012) – I место

XI Всероссийская дистанционная ученическая конференция «Эйдос» (апрель, 2012) – II место

«В режиме on-line», Чмиль Мария, 8 класс

XVIII городская научно-исследовательская конференция школьников "Шаг в будущее", (апрель, 2013) – I место

XIII Всероссийская дистанционная ученическая конференция «Эйдос», (апрель, 2013) – I место

 

Описанная в статье методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников практикуется мной на протяжении трех лет и имеет положительные результаты. Использование интернет-сервисов и дистанционных форм работы позволяет не только оптимизировать процесс работы над проектом, но и вызывает дополнительный интерес у школьников.

Категория: Моя методика | Добавил: informatika312 (29.03.2016)
Просмотров: 1112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рабочие программы [12]
Обобщение опыта на уровне города [5]
Моя методика [4]

Поколение Python

курс для 8 класса "ПОКОЛЕНИЕ PYTHON"


Школьная газета

"ШЕСТАЯ ПЕРЕМЕНКА"


Урок Цифры

Уроки 2019-2020 уч. года: Большие данные
Сети и облачные технологии
Персональные помощники
Безопасность будущего


Форма входа
Логин:
Пароль:

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz